Что такое турбийон?

Что такое турбийон?

История интереснейшего и уникального часового узла под названием Турбийон (фр. Tourbillon), которое в переводе означает «вихрь», началась в 1795 году.

Именно тогда выдающийся часовой мастер Абрахам-Луи  Бреге (фр. Abraham-Lois Breguet), под именем которого существует одна из самых фешенебельных марок часов – “Breguet”, разработал, а позже и запатентовал, механизм снижения влияния гравитации на точность хода часов. В те далёкие времена люди пользовались часами, находившимися в кармане жилетки или рубашки в основном в вертикальном положении.

Технически турбийон представляет собой баланс, вилку и анкерное колесо, а так же, главную изюминку механизма – площадку, которая вращается и держит на себе остальные детали. Вращение это осуществляется с определённой скоростью. Фигурально выражаясь, турбийон – это гироскоп 18 века. Разница лишь в том, что разработан он был не для наведения ракет на цель, а для увеличения точности хода часов, ну и естественно на совершенно ином технологическом и техническом уровне.

Сегодня ведутся горячие споры о целесообразности использования этого дорогостоящего и чересчур сложного узла. Основным аргументом скептиков является именно первоначальное его предназначение, а мы помним, что Бреге сделал механизм для карманных часов. Сегодня же карманные часы редко встретишь среди девайсов мужчин, а тем более женщин. В чем же скепсис применения сего узла в так нами любимых наручных часах. Всё весьма просто - наручные часы повторяют движения рук, которые практически постоянно двигаются вверх – вниз, влево – вправо, по окружности и так далее. Да и в состоянии покоя редко когда ориентируют часы, надетые на них, вертикально. Чаще всего механизм располагается параллельно земле. А значит и сама площадка, с ёё балансом и анкером расположена далеко не так, как задумал многоуважаемый Абрахам-Луи. А сила гравитации, как мы знаем, имеет свой вектор и он по большей части постоянен.Турбийон

Но, как говориться, нет ничего не возможного в век высоких технологий. И вот, не прошло и три века, как Фрэнк Мюллер представил миру свою новейшую разработку – часы Tourbillon Revolution 2. В чём же революция, да в том, что в этих часах применён двухосный турбийон! А значит, теперь гравитация не страшна и для наручных часов!

Идею двухосного турбийона быстро подхватили ещё две ведущии часовые фирмы – Jaeger-LeCoultre и Greubel and Forsey. Однако Фрэнк Мюллер не стоял на месте и выдал на-гора версию механизма с тремя осями. Понятное дело, что работая, в трёх плоскостях, турбийон ещё лучше компенсирует силу всеохватывающей гравитации.

Не отстают в деле высоких технологий и производители из «поднебесной», о качестве и работоспособности  их элитных узлов, говорить сложно, да и не нужно, делают и пусть себе делают. Возможно, вскоре их количество перерастёт в качество, и мы будем гордиться ношением на запястье часов с шильдиком Made in China, а Swiss made кинем вглубь ящика стола как не престижные.

Не будем вдаваться в подробности технических решений и принципа работы, можем сделать вывод, что любая модель турбийона, будь то классический механизм с одной осью вращения или же новейшие разработки двух- и трёхосных узлов, чрезвычайно дорога и сложна в производстве. Даже сам величайший Береге за свою жизнь собрал не более трёх десятков турбийонов.

Встаёт вопрос, а нужен ли вообще этот узел в современных часах? Ведь все мы прекрасно знаем, что на сегодняшний день существует масса более дешёвых способов борьбы со зловредной гравитацией, самый просто из которых – это… ношение электронных часов. Да, возможно и нет рациональности в установке турбийона. Однако неужели всё в мире подчинено рационализму и прагматизму? Конечно же, нет, и это радует. Ведь будь мы все прагматиками, то такая милая душе настоящего мужчины вещь, как механические часы уже давно канула бы в лету, с их заводными головками, автоподзаводами, камнями, колёсами, валами и естественно турбийонами. Всем нам сейчас достоверно известно, что как бы ни ухищрялись именитые марки на своих часовых заводах, но порой дешёвенькие кварцевые часики «no name» или тем более электронные, идут точнее самых дорогих часов с механикой, в которых один турбийон стоит дороже всей производственной линии этих «штамповок».Турбийон

И пока в мире существует понятие статусности, роскоши и шика, мы будем созерцать через стекло и прорезь в циферблате брендовых часов маленькую сборку имя которой – турбийон. Даже одно то, что сам этот механизм стоит всегда на виду говорит о том, что внедряется он в первую очередь для того, что бы подчеркнуть статус его владельца!

Естественно заметить, что и ремонт данного узла чрезвычайно сложен и кропотлив. Он требует высочайшей квалификации мастера и наличия у него специального инструмента. Не редкость, что даже в крупных городах мастеров, готовых взяться за ремонт турбийона можно пересчитать по пальцам одной руки. Так же, в среде мастеров и часовых мастерских не является зазорным отсутствие в прейскуранте, предоставляемых услуг, пункта – «Ремонт турбийона». Уж очень дорог и сложен этот механизм.

29.12.2015
Аватар пользователя flamy
Валерий Слуцкий